Психическое развитие ребенка: основные стадии, особенности и условия возрастной нормы


Опубликованно 15.12.2018 07:41

Психическое развитие ребенка: основные стадии, особенности и условия возрастной нормы

Психическое развитие ребенка-сложный, долговременный, непрерывный процесс, протекающий под влиянием различных факторов. Наследственные, биологические, социальные. Развитие психики-это нерегулярный процесс. Условно его можно разделить на несколько этапов. В нашей статье пойдет об особенностях психического развития ребенка и психические процессы, характерные для различных возрастных групп. Будьте уверены, чтобы рассмотреть факторы, влияющие на формирование психики и методы диагностики, позволяющие определить уровень развития ребенка. Особенности формирования нервной системы ребенка

Развитие психики ребенка начинается за несколько месяцев до его рождения, в утробе матери. На различные звуки и другие внешние раздражители, плод реагирует определенным образом: он начинает вести себя более активно или, наоборот, успокаивается. Это связано с его нервной системой, которая в свою очередь влияет на психику ребенка. Эти два понятия неразрывно связаны между собой.

Развитие нервной системы в первый год жизни ребенка происходит стремительно, в несколько раз быстрее, чем во все последующие годы его жизни. Так что, если мозг новорожденного весит 1/8 массы его тела, в возрасте года его масса удваивается. И хотя темп развития замедляется, они становятся несколько иными, и более ориентирована на развитие умственных способностей. После появления малыша на свет, его мозг не только перестает расти, но продолжает обретать форму.

Можно с уверенностью сказать, что психика-это реакция на деятельность нервной системы человека, и психическое развитие ребенка – процесс сложный и уязвимый. Первоначально под влиянием наследственных биологических факторов. Позже подключается социальных слоев и родителей в семье. Для разных возрастных особенностей психического развития ребенка. По возрастным нормам остановиться более подробно. Этапы формирования детской психики

Как ваш ребенок развивается не только физически. Одновременно с ростом тела происходит и формирование его психики. На практике существуют следующие этапы психического развития детей: Младенчество: от рождения до 1 года. На этом этапе происходит активный рост и развитие мозга ребенка. Первый год жизни малыша характеризуется его высокой активности, приобретения двигательных навыков. Раннее детство: от 1 до 3 лет. В этот период происходит развитие сенсорно-моторных навыков – основа для других, более сложных психических функций. Дошкольного возраста: от 3 до 7 лет. Следующий этап: ребенок будет приобретать индивидуальный характер, развивает личностной сферы психики. Младший школьный возраст: от 7 до 11 лет. В начале этого периода происходят существенные изменения в жизни ребенка, напрямую связано с развитием интеллектуальных и когнитивных функций психики. Подростковый возраст: от 11 до 15 лет. Эта стадия характеризуется следующим возрастным особенностям психического развития детей: самооценка, общение со сверстниками, желание найти свое место в группе. Особенности психического развития в младенчестве

В период от рождения до одного года происходит развитие основных двигательных функций ребенка. Каждый месяц беспомощным ребенок становится более активным, с интересом изучает свое тело и физические возможности. Малыши учатся взаимодействовать с другими людьми, выражая свои желания и реагировать на внешние раздражители по-разному: звуки, мимика, интонации.

Наиболее значимыми для него фигурами на этом этапе являются его родители – мама и папа. Их задача-обеспечить ребенка и физическое и психическое развитие. Именно родители учат ребенка общаться с внешним миром, чтобы знать его. На этом этапе важно уделять достаточно внимания ребенку, способствовать развитию крупной и мелкой моторики, восприятия цвета, формы, объема, фактуры предметов. Даже с полугодовалым ребенком должна быть решена.

Правильно подобранные игрушки и регулярные упражнения, направленные на развитие сенсорно-моторных функций, будет стимулировать дальнейшее развитие чувств. Но мы не должны требовать от ребенка выполнения правил, установленных родителями. Пока он еще слишком мал, чтобы их усвоить. Психического развития в возрасте от 1 до 3 лет

В раннем детстве, маленький и беззащитный малыш, который совсем недавно сделал свои первые шаги, чтобы стать более независимыми. Во-первых, он активно учится ходить, затем бегать, прыгать, исследовать вокруг него, чтобы грамотно говорить. Но на данном этапе жизни, его возможности все еще ограничены.

Психическое развитие детей в возрасте от 1 до 3 лет, основанный на подражании взрослым. Ребенок научился что-либо делать, он должен сначала увидеть, как действие выполняет его мама или папа. Ребенок будет с удовольствием играть в разные игры и узнают все от своих родителей. Но как только мама или папа отвлекается и начинает заниматься своими делами, малыш будет немедленно покинуть игру.

Психическое развитие детей раннего возраста неразрывно связано с новыми открытиями. Ребенок начинает понимать, что различные объекты, выполнять определенные действия, например, пульт дистанционного управления, вы можете включить телевизор, и если вы нажмете на кнопку компьютер будет превратить монитор и т. д. Но самое главное, ребенок начинает отделять свои действия от выполняемых взрослыми. В этот период происходит осознание ребенком своего "Я" начинает формироваться самооценка, уверенность в собственных силах, но одновременно с этим и нежелание ребенка делать то, что говорят родители. К концу периода, мамы и папы могут столкнуться с так называемым кризисом трех лет. Психические процессы развития ребенка дошкольного возраста

Следующий шаг-положить конец кризису трех лет. На данный момент, ребенок имеет определенный образ самого себя, чувствует себя уверенно на ногах и может более или менее нормально разговаривать. Иногда он даже чувствует себя "в ногу" со взрослыми. Вот только понять, почему взрослые делают определенные вещи, малыш еще не может. И в этом ему поможет сюжетно-ролевые игры. При моделировании различных ситуаций в игре, ребенок приобретает информацию и развивает их абстрактное мышление. Родители должны принять к сведению эту особенность психического развития детей.

В отличие от ребенка 4-5 лет старшего дошкольника имеет свои особенности психики. В этом возрасте он очень нуждается в общении со сверстниками. Этот возрастной период напрямую связан с следующими психические процессы развития ребенка: Память – приобретение знаний, приобретение полезных навыков и привычек. Мышление – развитие логики, способности к установлению связей между различными явлениями и их причинами. Речь – умение справляться с правильным произношением всех звуков родного языка, а также регулировать громкость и темп, чтобы выражать эмоции. Внимание – способность сосредоточиться сознания на определенный объект. Воображение – способность создавать в уме различные образы с помощью уже известные факты и манипулировать ими. Восприятие – развитие способности воспринимать цвета, формы, звуки, объекты в пространстве и целостную картину.

Развитие представленных выше психических процессов – залог успешного обучения в школе. Развитие психики младших школьников

Этот возрастной период охватывает промежуток между 7 и 11 лет. Это время является развитие интеллектуально-познавательной сферы. Следует отметить, что с началом школьной жизни ребенка меняется почти кардинально. От студента требуют дисциплины и повседневной жизни, умение строить отношения в коллективе, планировать и контролировать свои действия.

На этом этапе есть особенности умственного развития ребенка: Школьник в возрасте от семи лет, имеет достаточно упорства, чтобы сосредоточиться на любой задаче в течение длительного времени. Он может сидеть целый урок слушать учителя. Ребенок умеет или учится планировать свое время и контролировать действия. Он выполняет домашние задания в последовательности, и прогулка только после того как сделаешь все уроки. Ребенок может определить уровень своих знаний и определить, что это не достаточно, чтобы решить конкретную задачу.

Задача родителей на данном этапе развития-это поддержать ребенка эмоционально, помогая ему найти новых друзей, адаптироваться к новому режиму и жизни в коллективе. Психология подростков

По мнению большинства психологов, ребенок в возрасте от 7 до 15 лет является критическим. В этот период происходит резкий скачок в физическом и психическом развитии ребенка. Им овладело огромное желание сделать взрослые решения, но он не хочет нести за них ответственность, чтобы расстаться с детской безнаказанности. Для подросткового периода характерны следующие особенности: бессознательные действия против родителей; систематические нарушения лимита; появление новых авторитетов среди взрослых и подражая им; желание выделиться из коллектива, из толпы.

В зависимости от модели поведения, которую выберет родителей, ребенок может найти свое место в мире и определить их образ жизни, или постоянно бороться с системой запретов, отстаивая свои желания, и свое собственное мнение. Задача мам и пап заключается в том, чтобы защитить подростка от необдуманных поступков, чтобы найти с ним общий язык. Детей с психическими отклонениями

Каждый человек в школе или в повседневной жизни хотя бы раз сталкивалась с ребенком, который находится на уровне развития психики сильно отличается от "нормальных" детей. Кроме того, это может быть хорошо сложен физически, но это очень медленное чтение, не в состоянии построить логическую цепочку между действиями или просто пообщаться со своими сверстниками. Такие дети часто люди с диагнозом "олигофрения".

Сложность ситуации заключается в том, что родители могут до определенного момента и не знать об этом психическом развитии. Детей с таким диагнозом внешне ничем не отличаются от своих сверстников. Но они часто имеют проблемы с адаптацией в коллективе и проблем с успеваемостью в школе.

Родителей должны насторожить следующие моменты в психическом развитии ребенка: Он. Этот пункт включает в себя не только проблемы логопедического характера, но и лексико-грамматические. Разгильдяйство. Дети с умственной отсталостью, как правило, имеют повышенные физические нагрузки, они постоянно отвлекаются, не могут сосредоточиться на какой-либо одной теме. Нарушение восприятия. Ребенок не воспринимает и не можете найти знакомые вещи в новом окружении, не запоминать имена людей.

Дети с нарушениями психического развития требуют особого внимания со стороны родителей и учителей. Для изучения материала они требуют гораздо больше времени и терпения, чем одноклассники. Что влияет на развитие психики?

Есть следующие обязательные условия для психического развития ребенка: Нормальное функционирование головного мозга. Общение ребенка со взрослыми. Родители, старшие братья и сестры, воспитатели в детском саду и преподаватели в школе являются носителями социального опыта для ребенка. Каждый человек имеет потребность в общении. И ребенок не является исключением. Через общение со взрослыми, он учится познавать себя и других людей, оценить действия и поступки. Потребность в общении проявляется через интерес и внимание к взрослому, желание показать ему свои навыки и умения. Активности ребенка. После появления малыша на свет его двигательная активность не прекращается, а только увеличивается. По мере взросления, ребенок учится ползать, затем ходить, прыгать, бегать, участвовать в играх с другими детьми, соревноваться и т. д. Что нормально развивается ребенок активный всегда.

На каждом этапе развития ребенка, и особенно на местах, огромное влияние на психику оказывает семья, и та атмосфера, которая царит в нем. Если ребенок растет в доброте, окружают вниманием, не увидят, что родители ссорятся, не слышать крики, он все условия для реализации их физических способностей. Диагностика психического развития

Как выяснить, если ребенок развивается как надо? На сегодняшний день существует много методов, позволяющих оценить уровень умственного развития. Диагноз ребенка направлена на изучение всех аспектов психики. Затем, полученные данные соотносятся с целью получения целостного представления о ребенке. Таким образом, есть несколько методов оценки: физического развития ребенка; интеллектуального развития; качественное развитие личности; развитие индивидуальных навыков и способностей.

Во время диагностики важно придерживаться следующих правил: При подготовке психологических характеристик нужно использовать как минимум 10 тестов. Не забывайте, что каждая методика рассчитана на определенный возраст. Если нет никаких возрастных ограничений, тесты может отличаться от других способов представления информации. Вы никогда не должны давить на ребенка, чтобы проверить его без добровольного желания. В противном случае результаты исследования могут быть недостоверны. Автор: Уварова Анна 26 ноября 2018



Категория: Отношения